Доступный Интернет стал наиболее знаковым достижением, с которым человек вошел в XXI век. Он очень быстро поменял не только нашу повседневность, но и психологию. Мы расширили границы общения, научились испытывать новые эмоции, получили возможность создавать идеального себя в соцсетях и т.д.

Но помимо широких горизонтов и больших перспектив, Интернет таит в себе не меньшее количество рисков и опасностей, которые находятся ближе, чем многие склонны думать. Сделать свое пребывание в Сети максимально безопасным и научиться хорошо ориентироваться в цифровом пространстве – это важная задача для человека XXI века.

Контентные риски. К ним относятся разного рода материалы (текстовые, видео и аудио) содержащие вредоносную информацию, способную нанести психологический и физический вред нашему здоровью. Данная проблема актуальна в большей степени для детей и подростков. Но ошибочно думать, что она не представляет опасности и для взрослых людей. Применение способов чрезмерного похудения, самолечение по статьям на сомнительных медицинских сайтах, переизбыток шокирующей информации, негативно влияющей на наше эмоциональное состояние, – это лишь немногочисленные примеры того, как контент может нанести вред здоровью взрослого человека. 

Коммникационные риски. Это потенциальные опасности, которые таит в себе интернет-общение. Сеть создает иллюзию доверительности. Мы беспечно раскрываем перед широкой аудиторией подробности своей личной жизни, быстро переходим на доверительный уровень общения с незнакомцами, часто флиртуем и назначаем реальные встречи, толком не зная, что за человек скрывается за сетевым профилем. Говоря о рисках онлайн-общения, важно не забывать и то, что приватность вашей переписки является условной. При желании, к ней не составит получить труда другому человеку.

Одной из опасностей, связанной с коммуникационными рисками, является киберпреследование. Оно может принимать самые разные формы: преследование пользователя агрессивными и оскорбительными сообщениями, угрозы от недоброжелателя встретиться в реальной жизни и другое.

Чтобы избежать подобных ситуаций, я рекомендую всегда придерживаться базовых правил безопасного Интернета:

  • оставляйте меньше информации о себе (телефоны, адреса, места работы)
  • руководствуйтесь правилами сетевой этики
  • не провоцируйте оппонента агрессией
  • игнорируйте сообщения от подозрительных лиц, добавляя их в «черный список».   

Опасность интернет-мошенничества. Это одна из наиболее масштабных и острых проблем мирового Интернета. Постоянно появляются все новые и новые схемы по выкачиванию денег с наивных пользователей. Безнаказанность мошенников, анонимность и простодушность самих людей, вечно тяготеющих к легкой выгоде и простым решениям, создают благодатную почву для процветания мошенничества в Сети.

  • Можно выделить ряд наиболее типичных схем одурачивания наивных пользователей:
    • потребительское мошенничество – приобретение сомнительных, контрафактных, фальсифицированных товаров или же вовсе потеря денежных средств без получения желаемой покупки;
    • фишинг – разновидность сетевого мошенничества, целью которого является получение недоброжелателем платежных данных вашей банковской карты.
    • интернет-попрошайничество – размещение фиктивных объявлений с просьбой о благотворительной помощи.
    • брачные аферы, через размещение фиктивной информации на сайтах знакомств;
    • мошенничество через внедрение вредоносных программ на ваш компьютер.

Единый урок безопасности в интернете проводится по всей стране по инициативе спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко при поддержке Министерства просвещения РФ, Минкомсвязи РФ, Института развития Интернета, федеральных и региональных органов власти, а также представителей интернет-отрасли и общественных организаций. Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников.

Задача мероприятия — научить школьников навыкам, которые позволят безопасно использовать ресурсы всемирной сети Интернет.

Акция проходила в период с 25 октября по 15 ноября 2018 года. В рамках «Единого урока по безопасности в сети Интернет» были организованы круглые столы, тематические классные часы,викторины, деловые игры и семинары. На них обсуждались вопросы использования социальных сетей, рассматривались угрозы в Интернете: нежелательные программы, виртуальные «друзья», online-игры, пиратство,мошенничество, искаженная информация.